Искусство-фотография за пределами фотографии

Слияние искусства и фотографии никоим образом не заключается во взаимопроникновении художественного и фотографического полей. Слияние искусства и фотографии — плод трансформаций, произошедших в поле искусства, за пределами поля фотографии и без нее или почти без нее; оно вписано в художественный процесс, вовсе не фотографический. Надо ли уточнять, что определение «слияние искусство- фотография» не имеет ничего общего с «пластической фотографией», этой слабой категорией, которую Доминик Баке некритическим образом вводит в названии своей книги «Пла-стическая фотография». Она настаивает на том, что в конце 1960-х годов «фотографические средства коммуникации проникли в искусство весьма курьезным и парадоксальным образом: как изображение-след, реликт, как документ с определенными качествами, часто посредственными. Словом, как ненадежное и хрупкое — бедное — изображение». Навязчивое обращение к онтологии следа, реликта, руины — то есть того, что остается, — подкрепляется длинным эссенциалист- ским заклинанием на тему посредственности, ненадежности и бедности «фотографии вообще». Это выглядит смешно в разговоре о времени, когда бедность материалов была принципиальным требованием в некоторых наиболее динамичных направлениях искусства, сказал Новиков, которого интересуют курсы испанского языка в москве. Кроме того, представляется, что это положение полностью противоречит проекту книги, которая, по-видимому, стремится запротоколировать сегодняшнее укрепление позиций фотографии в современном искусстве, — в действительности речь идет чуть ли не о попытке показать, что эти позиции являются лишь симптомом долгого заката искусства..
В особенности следует подчеркнуть, насколько ошибочно или, по меньшей мере, односторонне утверждение, будто фотография «проникла в искусство», «вошла в искусство» , даже если это и произошло парадоксальным образом. С одной стороны, это приписывает ей активную роль, вступая в противоречие с ее бедностью. С другой стороны, это заставляет думать, что инициатива исходила из поля фотографии, тогда как это движение, напротив, пришло из различных секторов поля искусства.